Чем заменить R22, R134a, R410a и другие фреоны? Всё о взаимозаменяемости хладагентов
Можно ли заменить один фреон на другой?
В мире холодильной техники, где каждый градус на счету, вопрос замены фреона — не просто технический нюанс. Это — риск, баланс между эффективностью, безопасностью и целесообразностью. Можно ли просто взять и залить в систему другой хладагент?
Формально — да. Практически — только если вы знаете, что делаете.
Когда фреон подлежит замене?
Причин, по которым специалист или владелец оборудования задумывается о переходе на альтернативный хладагент, как правило, несколько:
- Необходимость соответствовать экологическим стандартам (например, отказ от R22);
- Недоступность оригинального фреона;
- Желание сократить расходы на обслуживание и заправку;
- Упрощение логистики — единый тип фреона на всех объектах.
Но есть нюанс. И довольно важный. Холодильное оборудование проектируется исключительно под определённый тип фреона с учётом его давления, температуры кипения, вязкости и прочих термодинамических характеристик. Один неверный выбор — и эффективность падает, компрессор перегревается, а затраты растут, причем велик риск поломки и замены всей автоматики, что влетает в немалую копеечку.
Ниже — список распространённых замен. Обратите внимание: он лишь отправная точка, а не универсальная инструкция.
Таблица взаимозаменяемости хладагентов
| № | Наименование хладагента | Заменяет |
|---|---|---|
| 1 | R401a | R12 |
| 2 | R401b | R12, R500 |
| 3 | R401c | R12 |
| 4 | R406a | R12, R500 |
| 5 | R409a | R12 |
| 6 | R409b | R12 |
| 7 | R414a | R12, R500 |
| 8 | R415a | R12, R500 |
| 9 | R415b | R12 |
| 10 | R22 | MCOOL 22 |
| 11 | R404a | R22, R502, MCOOL 404a |
| 12 | R407c | R22, HFC's |
| 13 | R410a | R22, HFC's, MCOOL 410a |
| 14 | R502 | R502 (Only for countries of class "5") |
| 15 | R402a | R502 |
| 16 | R402b | R502 |
| 17 | R407a | R502, HFC's |
| 18 | R407b | R502, HFC's |
| 19 | R408a | R502 |
| 20 | R507 | R502, HFC's, MCOOL 507 |
| 21 | R141b | R11, R113, MCOOL 141b |
| 22 | R123 | R11, R113, in blends |
| 27 | R142b | R12, in blends |
| 28 | R143a | in blends |
| 29 | R152a | R12, in blends |
| 30 | R227ea | R11, Halon 1301, in blends |
| 31 | R595 | Halon 1301 |
| 32 | R32 | in blends |
| 33 | R124 | R12, R114, in blends |
| 34 | R125 | Halon 1301, in blends |
| 35 | R134a | R12, in blends |
| 36 | R227ea | R12 as propelant, in blends |
| 37 | R236fa | Halon 1301 |
| 38 | R23 | R13 |
| 39 | R600a | R12 |
| 40 | R601 | R113, R11 |
| 41 | R601a | R113, R11 |
| 42 | R601b | R113, R11 |
| 43 | R601c | R113, R11 |
| 44 | R411a | R502 |
| 45 | R417a | R22 |
| 46 | R245fa | R11, R113, R141b, R123, in blends |
👉 Посмотреть весь ассортимент доступных хладагентов можно в категории Фреоны на нашем сайте.
Что нужно учитывать при переходе на другой фреон?
Если вы всё же решились — готовьтесь к небольшому ремонту. Замена фреона — это не просто замена хладообразующего вещества, это:
- Замена масла — минеральное, синтетическое, смешанное? Всё зависит от состава нового фреона;
- Установка новых штуцеров — потому что резьба и диаметр часто не совпадают;
- Проверка совместимости всех компонентов системы — трубок, уплотнителей, клапанов, автоматики.
Пренебрежение хотя бы одним из пунктов чревато. Минимум — потеря эффективности. Максимум — выход системы из строя.
👉 Ознакомьтесь с ассортиментом в разделах:
Почему важна полная очистка?
Перед заправкой новым хладоном старый фреон нужно удалить полностью. И не просто слить, а:
- Продувать систему азотом — для выдавливания остатков газа и масла;
- Промывать специализированными растворами (типа R141b или Mcool R141b);
- Удалять влагу и остатки растворителей — вакуумированием или термообработкой.
Что говорят производители?
Большинство производителей не рекомендуют замену штатного хладагента. Почему? Потому что даже при близких характеристиках новый фреон может снизить производительность системы, а это уже серьёзно.
В паспорте к оборудованию всегда указываются допустимые типы фреонов. Не поленитесь их прочитать.
⚠️ Вывод:
Да, хладоны иногда взаимозаменяемы. Но замена — это не просто "вылить и залить". Это — инженерный процесс, требующий понимания, инструментов и точного расчета.